А. А. Соллогуб. Исторический Очерк о Русской Православной Церкви Заграницей (часть I)

(Слева) : Архиепископъ Курский и Обоянский Феофанъ, Архiепископъ Екатеринославский Гермогенъ, Блаж. Митрополитъ Антоний, Архiепископъ Новороссийский Сергий и Архiепископъ Камчатский и Петропавловскiй Несторъ.

Революцiя 1917 года, разрушивъ все устои Российской Империи, крайне тяжело отразилась и на Русской Православной Церкви, толкнувъ Ее, вместе со всей страной, на путь великихъ страданий и тяжелыхъ испытаний.

Русская Православная Церковь, искони тесно связанная съ Государственной властью, не только лишилась после революции ея защиты, но подверглась со стороны новыхъ, бездушныхъ и богоборческихъ правителей неслыханному въ исторги преследованию и гонению, которыя они имели наглость называть политической борьбой, а исповедание Православной веры считать тяжелымъ политическимъ преступлениемъ противъ государства, власти и народа. «Государственная власть Царской Императорской Россiи была органически соединена съ властью Православной Русской Церкви. Умилительный чинъ коронации и миропомазанiя Государя представлялъ собою своеобразный чинъ венчания на «бракъ» Царя и народа, взаимно давшихъ обеты верности и согласия «нести тяготы другъ друга». После этого «брака» Царь и народъ становились однимъ Государственнымъ теломъ, взаимоответственнымъ предъ Богомъ. Совершенно ясно, что Церковь, венчавшая Царя съ народомъ, никакъ не могла быть отделена оть Государства. Ибо Царь — Помазанникъ Божий, помазующая его на царство Церковь и обвенчанньй Церковью съ Царемъ народъ представляли собою неслиянное, но и нераздельное, целостное триединство Православно-Самодержавно-Народного строя Российскаго Государства. Отсюда совершенно понятной была истина словъ священной формулы-догмата о национально-исторической сущности Россiи: «Православие, Самодержавие, Народность» и вытекавший изъ нея исконный, исторический, священный лозунгъ Pocciи въ ея подвижнической борьбе съ врагами внешними и внутренними: «За Веру, Царя и Отечество», (проф. И. М. Андреевъ).

«Во время гражданской войны 1917-20 гг., когда освобожденныя отъ богоборческой советской власти части Pocciи, лишенныя возможности нормально сноситься съ Патриархомъ Тихоомъ, должны были сами церковно управляться, въ Ставрополе 6 мая 1919 года состоялся Южно-Русский Церковный Соборъ, который образовалъ временное Высшее Церковное Управление на Юго-Востоке Pocciи, объединявшее все, находящияся вне советской власти, enapxiи. Отдельно управлялись сначала епархии въ Сибири и на Дальнемъ Востоке, не установившия еще связи со Ставрополемъ.

Учреждение Высшаго Церковнаго Управленiя и его постановления получили признание Патр. Тихона и органовъ его управления и, такимъ образомъ, Высшее Церковное Управление на Юго-Востоке Pocciи стало вполне каноническимъ учрежденiемъ и по способу учреждения (Соборомъ), и по признанию его Центральной Всероссийской Церковной Властью.
Въ ноябре 1920 года, когда Белое Русское воинство и съ нимъ около двухъ миллюновъ русскихъ людей, со своими епископами и священниками, вынуждены были оставить родныя места, отплыть отъ родныхъ береговъ и разсеяться по всемъ странамъ света, — явилась неизбежная потребность иметь свою мировую Русскую Православную Церковную Организацию.
Патриархъ Тихонъ понималъ, какое огромное значение имеетъ существование свободной и независимой Русской Православной Церкви за рубежомъ Pocciи, но вместе съ темъ сознавалъ, что онъ не можетъ иметь эту свободную часть Церкви въ своемъ подчинении.

(На фото справа: Блаж. Митрополитъ Антоний. Слева — Епископъ Иоаннъ, справа — Архимандритъ Феодосий, келейникъ Митр. Антония). Въ связи съ этимъ 7/20 ноября 1920 г., спустя несколько дней после окончательной эвакуации Крыма Белой Apмieй и отплытия последнихъ беженскихъ пароходовъ, появилось Постановление Патриарха Тихона, Священнаго Синода и Высшаго Церковнаго Совета Русской Православной Церкви за №362, которое гласило: «Въ случае, если enapxiя окажется вне всякаго общения съ Высшимъ Церковнымъ Управлениемъ или само Высшее Церковное Управление во главе съ св. Патриархомъ почему либо прекратитъ свою деятельность, епархиальный Apxiepeй немедленно входитъ въ сношение съ apxiepeями соседнихъ enapxiй на предметъ ор-анизации высшей инстанции церковной власти. Въ случае невозможности этого, епархиальный apxiepeй принимаетъ на себя всю полноту власти». Поэтому прибывшие въ Константинополь русскie православные apxiepeи, совместно съ находящимися заграницей русскими православными iepapxaми, действуя по благословению Вселенскаго Патриарха, составили Первый Заграничный Соборъ русскихъ православныхъ епископовъ, который переименовалъ Высшее Церковное Управление на Юго-Востоке Pocciи въ Высшее Русское Церковное Управление Заграницей.

Русский Православный Apxiepeйский Заграничный Соборъ организовался на основахъ добровольнаго вхождения въ него русскихъ apxiepeевъ. Въ составъ Собора вошли iepapxи, выехавшиe изъ Pocciи со своими многочисленными пасомыми, какъ равно и iepapxи, сохранившие свои кафедры въ Финляндии, Латвии, Манджурии, Китае, Японии и Соед. Штатахъ Америки. Подчинились ему также Русская Православная Миссия, издавна существовавшая въ Южной Америке и Русская Духовная Mиcciи въ Иерусалиме.

(На фото справа: Блаженнѣйшій Митрополитъ Антоній, Арх. Гермогенъ и Еп. Іоаннъ Урмійскій, скончавшійся въ 1960 г. въ Ново-Дивѣевскомъ монастырѣ). Такое единеніе является строго каноничнымъ и потому пріобрѣло законно всю полноту высшей церковной власти надъ всѣми русскими православными приходами и церквами заграницей до того времени, когда Россійская Церковь станетъ опять свободной, сбросивъ съ себя безбожные большевицкіе оковы, и когда можно будетъ слиться съ Нею воедино.
Высшее Русское Церковное Управленіе Заграницей, переименованное затѣмъ въ Священный Архіерейскій Синодъ Русской Православной Церкви Заграницей явилось исполнительнымъ органомъ Архіерейскаго Собора въ междусоборное время.

Въ Архіерейскій Соборъ входило, личнымъ и письменнымъ участіемъ, 34 Епископа: Антоній, Митрополитъ Кіевскій и Галицкій, Анастасій — Архіепископъ Кишиневскій и Хотинскій, Александръ — Архіепископъ Сѣв.-Американскій, Антоній — епископъ Алеутскій, Аполлинарій — епископъ Бѣлгородскій, управляющій Рус. Дух. Миссіей въ Іерусалимѣ, епиcкопъ Адамъ (США), Владиміръ — епископъ Бѣлостокскій, Веніаминъ — епископъ Севастопольскій, Гавріилъ — епископъ Челябинскій, Гермогенъ — епископъ Екатеринославскій, управляющій въ Греціи, Африкѣ и о. Кипрѣ, Даміанъ — епископъ Царицынскій, Елевферій — архіепископъ Виленскій и Литовскій, Евфимій — епископъ Бруклинскій, Евлогій — Архіепископъ Волынскій и Житомірскій, управляющій западно-европейской епархіей, Иннокентій — Архіепископъ Пекинскій, Маръ-Илья — епископъ Урмійскій, Іона — епископъ Тзяньцзинскій, Мефодій — Архіепископъ Харбинскій, Мелетій — епископъ Забайкальскій, Михаилъ — епископъ Александровскій, Несторъ — епископъ Камчатскій, Пантелеймонъ — Архіепископъ Пинскій, Платонъ — митрополитъ Херсонскій й Одесскій, Серафимъ — архіепископъ Финляндскій, Серафимъ — епископъ Лувенскій, управляющій въ Болгаріи, Сергій — епископъ Бѣльскій (Польша), Сергій — епископъ Черноморскій, Сергій — Архіепископъ Японскій, Стефанъ — епископъ Питтсбургскій, Симонъ — епископъ Шанхайскій, Феофанъ — архіепископъ Полтавскій и Переяславльскій, Феофанъ — епископъ Курскій и Обоянскій, Іоаннъ — Архіепископъ Латвійскій.

Во главѣ Архіерейскаго Собора и Высшаго Церковнаго Управленія, впослѣдствіи Архіерейскаго Синода, сталъ старѣйшій іерархъ Русской Православной Церкви Митрополитъ Антоній, почитавшійся всѣми Помѣстными Православными Церквами и извѣстный всему Христіанскому міру, кандидатъ въ Патріарха Московскаго и всея Россіи, получившій на Всероссійскомъ Церковномъ Соборѣ въ 1917 г. въ Москвѣ, при избраніи трехъ кандидатовъ въ Патріархи, наибольшее количество голосовъ — 101 голосъ. (Митрополитъ Московскій Тихонъ получилъ 23 голоса и Архіепископъ Новгородскій Арсеній — 14; 90-лѣтній старецъ Зосимовской Пустыни Алексій вытянулъ, согласно церковному положенію, жребій, который палъ на Московскаго Митрополита Тихона).

Въ 1921 г. Высшее Церковное Управленіе переѣхало, по приглашенію Сербскаго Патріарха Димитрія, въ Югославію, гдѣ на засѣданіи своемъ отъ 6/19 и 8/21 апрѣля 1921 года постановило созвать Первый Заграничный Русскій Церковный Соборъ для «объединенія, урегулированія и оживленія церковной дѣятельности».

Въ «Положеніи о созывѣ Заграничнаго Собранія Русскихъ Церквей», утвержденномъ 12/25 іюля 1921 г. Высшимъ Русскимъ Церковнымъ Управленіемъ, говорилось: «Въ составъ Собранія входятъ въ качествѣ членовъ представители всѣхъ заграничныхъ автономныхъ Церквей, епархій, округовъ и миссій, пребывающихъ въ подчиненіи святѣйшему Патріарху Всероссійскому».

«Собраніе признаетъ надъ собою полную во всѣхъ отношеніяхъ архипастырскую власть Патріарха Московскаго».

«Собраніе состоитъ изъ епископовъ, клириковъ и мірянъ».

«Выборы въ Собраніе производятся по слѣд. 15 округамъ и 16 районамъ. Округи: Сѣв. Америка, Японія, Китай, Финляндія, Эстляндія, Латвія, Литва, Польша, Германія, Франція, Италія, Сербія, Болгарія, Турція и Дальній Востокъ. Районы: Швеція, Данія, Нидерланды, Бельгія, Испанія, Англія, Швейцарія, Чехія, Венгрія, Австрія, Румынія, Палестина, Александрія, Греція, Африка».

Соборъ состоялся въ Сремcкихъ Карловцахъ, въ Югославіи, съ 8/21 ноября по 20 нояб./З дек. 1921 г.

На Соборъ было выбрано 155 членовъ, которые, за единичными исключеніями, прибыли на Соборъ.

Почетнымъ Предсѣдателемъ Собора былъ избранъ Патріархъ Сербскій Димитрій. Среди почетныхъ членовъ находились: предсѣдатель Совѣта Министровъ Югославіи Пашичъ и Главнокомандующій Бѣлой Русской Арміей генералъ Врангель.

На Соборѣ присутствовали іерархи: Митрополитъ Кіевскій и Галицкій Антоній — Предсѣдатель Рус. Церк. Управленія заграницей и Предсѣдатель Собора; Митрополитъ Херсонскій и Одесскій Платонъ; Архіепископъ Полтавскій и Переяславльскій Феофанъ; Епископъ Челябинскій и Троицкій Гавріилъ; Епископъ Александровскій, управляющій Ставропольской епархіей Михаилъ; Епископъ Севастопольскій и всего Христолюбиваго воинства, управл. военнымъ и морскимъ духовенствомъ Веніаминъ — всѣ вышеуказанные епископы были членами Высш. Церк. Управленія; Архіепископъ Кишиневскій и Хотинскій Анастасій — отъ Константинопольскаго округа; Епископъ Лубенскій Серафимъ — отъ Болгарскаго округа; Архіепископъ Волынскій и Житомірскій Евлогій — отъ Западно-Европейскаго; и пребывающіе заграницей русскіе Епископы: Феофанъ, епископъ Курскій и Обоянскій, Аполлинарій — епископъ Бѣлгородскій, Сергій — епископъ Сухумскій, врем, управл. Черноморской епархіей, Даміанъ — епископъ Царицынскій, Митрофанъ — епископъ Сумскій, Гермогенъ — епископъ Аксайскій.

Среди членовъ Собора, кромѣ Епископата, были: протопресвитеръ Г. Шавельскій, прот. Г. Ломако, прот. В. Востоковъ, архимандритъ Тихонъ, А. В. Карташевъ, проф. Погодинъ, проф. Новгородцевъ, проф. Троицкій, проф. Вернадскій, проф. прот. А. Рождественскій, гр. П. Н. Апраксинъ, гр. Олсуфьевъ, гр. М. Н. Граббе, П. В. Скаржинскій, кн. Г. Н. Трубецкой, ген. Юзефовичъ и многіе другіе извѣстные церковные, политическіе, общественные и военные дѣятели.

(На фото справа: Митрополитъ Мефодій Харбинскій (ѣ 1930 г). Соборъ открылся рѣчью Предсѣдателя Собора Митр. Антонія, подробно охарактеризовавшаго положеніе Русской Православной Церкви въ Россіи и заграницей. Соборъ разрѣшилъ всѣ вопросы организаціоннаго, церковнаго и административно-хозяйственнаго строительства Русской Православной Церкви заграницей; остановился на вопросѣ духовнаго возрожденія Россіи, указавъ на то, что духовное возрожденіе «можетъ совершиться только подъ благодатнымъ воздѣйствіемъ Церкви», и указалъ пути, ведущіе къ этому возрожденію въ жизни личной, семейной, церковной, государственной и общественной; принялъ рѣшеніе о необходимой помощи голодающимъ въ Россіи, въ связи съ начавшимся тамъ угрожающимъ голодомъ; рѣшилъ вопросъ обращенія къ Міровой Конференціи съ просьбой о спасеніи Россіи и Русскаго народа отъ преступнаго, безбожнаго ига большевиковъ; намѣтилъ пути миссіонерской дѣятельности Русской Православной Церкви заграницей.

Среди многихъ Посланій, докладовъ и резолюцій, принятыхъ Соборомъ и имѣвшихъ громадное значеніе для блага Русской Православной Церкви заграницей и Русской эмиграціи разсѣянной по всему міру, особенное, міровое значеніе имѣли: «Посланіе Чадамъ Русской Православной Церкви, въ разсѣяніи и изгнаніи сущимъ» и «Посланіе къ Міровой Конференціи» (Генуэзской).

* * *

Посланіе Русскаго Заграничнаго Церковнаго Собора Чадамъ Русской Православной Церкви, въ разсѣяніи и изгнаніи сущимъ:

«Возлюбленные во Христѣ Іисусѣ.

Карающая десница Господня простерта надъ нами. За тяжкіе грѣхи безмѣрно страдаетъ Русь, разсѣяны по всему свѣту русскіе люди. Нѣтъ мѣры и границъ преступленіямъ, осквернившимъ Русскую землю. Осквернены храмы, поруганы святыни, идетъ борьба противъ Бога, льется кровь. Пролита кровь даже и Помазанника Божія, мученически закончившаго свой земной путь. Оскудѣла земля, гибнутъ люди, безбожна власть, въ гоненіи Церковь. Во тьмѣ Русская земля, и человѣческій разумъ напрасно ищетъ путей спасенія. Милосердіе Божіе на грани отчаянія оставило обезумѣвшему отъ ужаса и скорби народу неугасимый свѣточъ — Церковь Православную. Въ путяхъ Промысла было возглавить Церковь Русскую Святителемъ Патріархомъ, дабы въ единствѣ церковномъ жила надежда и единства русскаго.

Въ скорби и мукахъ русскіе люди въ Россіи прибѣгали подъ кровъ церковный. Переполнены храмы, неустанно несется вопль покаянія, мольба о милосердіи, о власти, охраняющей жизнь и трудъ, оберегающей душу христіанскую. Еще не исполнилась мѣра гнѣва Божьяго, не прекратились скорби.

Нашъ долгъ на чужбинѣ, въ разсѣяніи сохранившихъ жизнь, и не знающихъ скорбей, которыя истребляютъ родную землю и ея народъ — быть едиными въ христіанскомъ духѣ, собранными подъ знаменіемъ Креста Господня, подъ сѣнью Вѣры Православной, въ уставахъ Церкви Русской.

Наша неотступная молитва къ Богу Милосердному да будетъ непрестаннымъ воздыханіемъ: да проститъ Господь и намъ, и землѣ нашей тяжкіе грѣхи и преступленія наши, да просвѣтитъ нашъ разумъ свѣтомъ Истины, сердце — пламенемъ любви, да укрѣпитъ волю на путяхъ правды.

Издревле спасалась и въ вѣкахъ строилась Русская Земля вѣрою, молитвами святителей и подвижниковъ, трудами царственными Помазанниковъ своихъ.

И нынѣ пусть неусыпно пламенѣетъ молитва наша — да укажетъ Господь пути спасенія и строительства родной земли; да дастъ защиту вѣрѣ и Церкви и всей землѣ русской, и да осѣнитъ онъ сердце народное; да вернетъ на всероссійскій престолъ Помазанника, сильнаго любовью народа, законнаго православнаго царя изъ Дома Романовыхъ.

Молясь о прощеніи грѣховъ, прося свѣта въ путяхъ будущаго, возьметъ на себя всякій тяготу брата своего, дабы объединенные вѣрою и любовію мы всѣ вошли въ домъ свой, когда Господь откроетъ намъ двери, какъ единое стадо Единаго Пастыря, съ жертвенною готовностью служить родной землѣ и благу народному.

Да благословитъ Богъ всякій трудъ и подвигъ на пользу Церкви Православной и освященнаго ею строительства государства Россійскаго».

Предсѣдатель Русск. Загр. Церковнаго Собора

Митрополитъ Антоній.

* * *

«Посланіе къ Міровой Конференціи» (Генуэзской) гласило слѣдующее:

«Среди множества народовъ, которые получили право голоса на Генуэзской Конференціи, не будетъ только представительствовать двухсотмилліонный народъ русскій, потому что невозможно же назвать его представителями, и притомъ единственными, его же поработителей, какъ нельзя было въ средніе вѣка признать гунновъ представителями франкскихъ и германскихъ племенъ Европы, хотя среди гуннскихъ вождей, конечно, успѣвали втереться нѣсколько процентовъ предателей изъ народовъ европейскихъ, какъ и среди нашихъ коммунистовъ — евреевъ, латышей, китайцевъ — втерся извѣстный процентъ русскихъ, и то преимущественно не на первыхъ роляхъ. Впрочемъ, если бы вожди большевиковъ и не были инородцами и иновѣрцами, то и тогда какая же логика можетъ признать право народнаго представительства за тѣми, кто поставилъ себѣ цѣлью совершенно уничтожить народную культуру, т. е. прежде всего то, чѣмъ народъ жилъ почти тысячу лѣтъ — его религію, чѣмъ продолжаем жить и теперь, перенося жестокое гоненіе на свою родную вѣру, будучи лишенъ самыхъ священныхъ для него — Московскихъ Кремлевскихъ — храмовъ и всѣхъ почти русскихъ монастырей, бывшихъ въ его глазахъ свѣточами жизни, разсѣянными по лицу всей земли русской. Завоеватели-большевики казнили сотнями тысячъ русскихъ людей, а теперь милліонами морятъ ихъ голодомъ и холодомъ. Гдѣ было слышно, чтобы интересы овечьяго стада представляли его истребители-волки? Если бы спросить еще не разтерзанныхъ волками овецъ, что бы они желали для своего благополучія, то въ отвѣтъ послышался бы одинъ дружный вопль: уберите отъ насъ волковъ. Такъ было бы, если бы овцы могли говорить; такъ оно и есть съ русскимъ народомъ, который до того забитъ и терроризованъ, что не можетъ поднять голоса и лишенъ физической возможности дать себя услышать просвѣщенной Европѣ и всему міру.

Однако, такого общаго голоса не лишена трехмилліонная русская эмиграція, которая тоже есть подлинный народъ русскій, выступившій въ свое время съ оружіемъ въ рукахъ на защиту своего Отечества на всѣхъ его окраинахъ въ рядахъ Добровольческихъ Армій, или присоединившійся къ ихъ работѣ въ званіи духовныхъ пастырей, учителей, докторовъ, сестеръ милосердія и т. д. и повлекшій за собой свои семьи…

Вотъ эта то эмиграція, въ которой воплотились и интеллектъ и активная воля русскаго народа, объединилась заграницей изъ трехъ, и даже четырехъ, частей свѣта на Церковномъ Соборѣ въ Сербіи, въ Сремскихъ Карловцахъ, въ полномъ составѣ своихъ іерарховъ и въ лицѣ выборныхъ представителей отъ каждой значительной колоніи, въ ноябрѣ истекшаго года.

Соборъ этотъ единогласно уполномочилъ свой Президіумъ обратиться къ Міровой Конференціи съ мольбой о спасеніи того народа, который въ продолженіи почти двухъ вѣковъ съ рыцарскимъ самоотверженіемъ бросался въ середину международныхъ драмъ на защиту угнетенныхъ, на защиту права и человѣчности, не ища ничего для себя, а выполняя свое призваніе служить всему человѣчеству»…

(На фото справа: Митрополитъ Мелетій Харбинскій).

Горячее Воззваніе заканчивалось слѣдующимъ Обращеніемъ:«Народы Европы! Народы міра! Пожалѣйте нашъ добрый, открытый, благородный по сердцу народъ русскій, попавшій въ руки міровыхъ злодѣевъ! Не поддерживайте ихъ, не укрѣпляйте ихъ противъ вашихъ дѣтей и внуковъ! А лучше помогите честнымъ русскимъ гражданамъ. Дайте имъ въ руки оружіе, дайте имъ своихъ добровольцевъ и помогите изгнать большевиковъ — этотъ культъ убійства, грабежа и богохульства — изъ Россіи и всего міра. Пожалѣйте бѣдныхъ русскихъ бѣженцевъ, которые за свой патріотическій подвигъ обречены среди васъ на голодъ и холодъ, на самыя черныя работы, которые принуждены забывать все, чему учились и быть лишенными даже такихъ необходимыхъ удобствъ жизни, которыя доступны послѣднему неграмотному чернорабочему. Они въ лицѣ доброй своей половины офицеровъ, генераловъ и солдатъ готовы взяться за оружіе и идти съ походомъ въ Россію, чтобы выручить ее изъ цѣпей постыднаго рабства разбойниковъ.

Помогите имъ осуществить свой патріотическій долгъ, не дайте погибнуть вашей вѣрной союзницѣ-Россіи, которая никогда не забывала своихъ друзей и отъ души прощала тѣхъ, кто временно былъ ея врагомъ.

Если поможете возстановиться исторической Россіи, то скоро исчезнутъ тѣ, пока неразрѣшимыя политическія и экономическія затрудненій которыя по всему міру сдѣлали жизнь столь тяжелой; тогда только возвратится на землю «желанный для всѣхъ миръ» (Ефес. 8, 13)».

* * *

На засѣданіи 13/26 ноября 1921 г., когда разсматривался вопросъ о необходимой помощи голодающимъ въ Россіи, Архіепископъ Анастасій, будущій Первоіерархъ Рус. Правосл. Церкви заграницей, между прочимъ сказалъ: «Теперь позволяю себѣ остановить Ваше вниманіе на вопросѣ о томъ, какъ помочь голодающему населенію, нашимъ страждущимъ братьямъ въ Россіи. Просить, убѣждать палачей оставить, прекратить мученія — это все равно, что ждать, чтобы тигръ выпустилъ изъ зубовъ свою жертву; обращаться съ пожеланіями къ самому страждущему населенію, конечно, безполезно; но у насъ есть одно средство — обратиться съ воззваніемъ ко всему міру; онъ не долженъ допустить вымиранія русскаго народа. Конечно, мы не можемъ сказать краснорѣчивѣе того, что сказалъ св. Патр. Тихонъ въ своемъ Посланіи, но мы должны и можемъ сказать сильнѣе то, чего не могъ сказать онъ въ своемъ положеніи: мы должны сказать, что бѣдствія, переживаемыя русскимъ народомъ, есть результатъ дикаго, развратнаго, кроваваго режима палачей Россіи. Вашингтонская Конференція стремится къ миру, но этого мира не будетъ до тѣхъ поръ, пока не придетъ къ миру Россія. Если бы мы были въ состояніи, мы должны были бы разослать всюду миссіи, которыя, подобно Петру Амьенскому, обошли бы весь свѣтъ, открывая ему глаза на русскія дѣла… Нѣкоторые склонны идти на примиреніе съ большевиками или по мягкосердію, или из-за карьеры, но мы должны рѣшительно сказать: нонъ поссумусъ (не можемъ). Никто изъ насъ не имѣетъ права переступить порогъ совѣтскій для союза, ибо это уже не союзъ, а вражда противъ Бога. Мы должны противодѣйствовать этому соблазну. Должны также мы установить моленія въ церквахъ за всѣхъ погибшихъ за вѣру, царя и отечество, начиная съ Царя-Мученика Николая II и замученныхъ святителей».

Заграничный Церковный Соборъ, обратившійся къ Міровой Конференціи и міровому общественному мнѣнію съ просьбой стать въ защиту Церкви и русскаго народа, обличившій предъ лицомъ всего міра всю преступность кроваваго коммунизма и его вождей, узурпаторски захватившихъ власть и безсовѣстно и безчестно разрушившихъ всѣ государственные, общественные и семейные устои Россіи, разбазарившихъ все ея достояніе и богатства, поднявшихъ жестокое гоненіе на Церковь, безпощадно разрушившихъ и глумившихся безпощадно надъ величайшими Ея Святынями, залившихъ потоками русской крови всѣ города, села и станицы, — не могъ не вызвать бѣшенной злобы у кровавыхъ большевицкихъ правителей, старавшихся уже, послѣ окончанія гражданской войны, навязать сношенія съ западными государствами и добиться у нихъ признанія ихъ власти.

Новая волна дикаго гоненія на Церковь и Ея служителей еще съ большей силой и озлобленіемъ залила всю Россію: начался безжалостный, безцеремонный разстрѣлъ православнаго епископата и виднѣйшихъ, достойнѣйшихъ священнослужителей, которыми были переполнены тюрьмы, гдѣ надъ ними глумились, пытали и истязали. Отъ Патріарха Тихона безбожная власть потребовала репрессій противъ Заграничной Церкви, которую старалась представить сообщницей и орудіемъ въ рукахъ Патріарха и его епископата.

Надѣясь достигнуть хотя какого-нибудь облегченія въ гоненіяхъ, Патріархъ Тихонъ, на слѣдующій день арестованный, издалъ 22 апрѣля/5 мая 1922 года, указъ о закрытіи Высшаго Церковнаго Управленія заграницей.

Во исполненіе этого, хотя и вынужденнаго безбожной властью, указа Патріарха Тихона, Архіерейскій Заграничный Соборъ 31 августа/13 сент. 22 г. постановилъ: «Во исполненіе Указа Патріарха Тихона и его Синода и Совѣта — Высшее Церковное Управленіе упразднить. На основаніи же постановленія Патріарха и тѣхъ же органовъ управленія при немъ отъ 7/20 ноября 1920 года за № 362 — образовать Временный Священный Архіерейскій Синодъ Русской Православной Церкви Заграницей».

Такимъ образомъ, Патріаршее постановленіе отъ 7/20 ноября 1920 г. объ управленіи на мѣстахъ, въ связи съ гоненіемъ на Церковь и разобщенія частей Церкви съ ея центромъ, стало краеугольнымъ камнемъ каноническаго учрежденія церковной власти Архіерейскаго Синода заграницей. Высшій каноническій органъ церковной власти заграницей — Архіерейскій Соборъ, Патр. Тихономъ и органами его управленія не закрытый и не распущенный, остался въ cилѣ, чтобы свой исполнительный органъ — Высшее Церковное Управленіе замѣнить, согласуясь съ постановленіемъ отъ 7/20 ноября 1920 г., Архіерейскимъ Синодомъ.

Правильность рѣшенія Заграничнаго Архіерейскаго Собора нашла вскорѣ подтвержденіе.

(На фото справа: Архіепископъ Несторъ Камчатскій и Петропавловскій).

Патріархъ Тихонъ, арестованный на слѣдующій день послѣ подписанія указа о закрытіи Высшаго Церковнаго Управленія Заграницей, передалъ 3/16 мая 1922 г., ввиду своего ареста, «всю полноту власти», на основаніи именно этого постановленія отъ 7/20 ноября 1920 г., Митрополиту Агафангелу, который Посланіемъ отъ 5/18 іюня 1922 г. проситъ всѣхъ епархіальныхъ архіереевъ «управлять епархіями самостоятельно, въ соотвѣтствіи съ тѣмъ же Постановленіемъ Патріарха Тихона отъ 7/20 ноября 1920 года».

Дѣятельность Заграничнаго Архіерейскаго Собора продолжалась и каноничность единаго церковнаго заграничнаго управленія не вызывала у органовъ управленія Патріарха Тихона, а затѣмъ Патріаршихъ Мѣстоблюстителей Митрополита Петра и митр. Сергія, никакихъ сомнѣній. Наоборотъ, Россійскій епископатъ всячески ограждалъ Арх. Синодъ Зарубежной Церкви отъ посягательствъ совѣтской власти, вплоть до подписанія митрополитомъ Сергіемъ Деклараціи 16/29 іюля 1927 г. о полномъ признаніи совѣтской власти, совмѣстной съ ней работѣ для блага Сов. Союза, «радости и успѣхи котораго — наши радости и успѣхи, а неудачи — наши неудачи», и въ которой то деклараціи выражалась благодарность сов. правительству за вниманіе къ духовнымъ нуждамъ православнаго населенія.

Декларація митр. Сергія вызвала глубочайшее потрясеніе. Со всѣхъ епархій въ Россіи посыпались протесты духовенства и мірянъ и посланія преданнаго Церкви епископата.

Вскорѣ Истинная Русская Православная Церковь ушла въ катакомбы, и только съ этой Катакомбной Церковью, Духовнымъ Отцомъ которой, породившимъ самую идею катакомбной Церкви былъ Патр. Тихонъ, Русская Православная Церковь Заграницей находится въ духовной связи.

Въ связи съ Деклараціей митрополита Сергія и всѣми связанными съ ней дальнѣйшими событіями — протестами и прекращеніемъ общенія ряда выдающихся іерарховъ и ихъ епархій, и прещеніями въ отношеніи ихъ со стороны митр. Сергія, — Соборъ Русскихъ Архіереевъ заграницей 16/29 іюля 1927 г. постановилъ:

«Заграничная часть Всероссійской Церкви должна прекратить административныя сношенія съ Московской Церковной властью, ввиду невозможности нормальныхъ сношеній съ нею и ввиду порабощенія ее безбожной совѣтской властью, лишающей ее свободы въ своихъ волеизъявленіяхъ и свободы каноническаго управленія Церковью.

Чтобы освободить нашу іерархію въ Россіи отъ отвѣтственности за непризнаніе совѣтской власти заграничной частью нашей Церкви, заграничная часть нашей Церкви должна, впредь до возстановленія нормальныхъ сношеній съ Россіей и до освобожденія нашей Церкви отъ гоненій безбожной совѣтской власти, управляться сама, согласно священнымъ канонамъ, опредѣленіямъ Собора 1917-18 гг. и Постановленіемъ Патріархіи отъ 7/20 ноября 1920 г. за № 362, при помощи Архіерейскаго Синода и Собора Епископовъ.

Заграничная часть Русской Церкви почитаетъ себя неразрывной, духовно-единой вѣтвью Великой Русской Церкви. Она не отдѣляетъ себя отъ своей Матери Церкви и не считаетъ себя автокефальной. Она по-прежнему считаетъ своей Главой Патріаршаго Мѣстоблюстителя митрополита Петра и возноситъ его имя за богослуженіемъ».

Рубрика: 100-летие Русской Зарубежной Церкви | Оставить комментарий

Отошел ко Господу Иподьякон Виктор

Дорогие о Воскресшем Господе братья и сестры!

Христос Воскресе!

В Великую Субботу мы проводили в вечность раба Божия Виктора Качковского, иподьякона храма св. Сергия Радонежского. Как сказано в службе этого дня «…сия есть благословенная Суббота, сей есть упокоения день.» Весь Великий Пост, а особенно Страстная седмица напоминала нам о вечной жизни, царствии небесном, о смерти от греха и избавления от нея, крестною смертью Великого Страдальца. По народному преданию, умершие в этот день, сподобляются особой милости Господа и Пресвятой Богородицы.

Многие из нас знали Виктора, как благочистивого, скромного прихожанина храма св. Сергия Радонежского, исполнявшего много послушаний. Он был чтецом, помощником в алтаре, глубоко возлюбившего храм и благолепие дома Божьего. Им был пройден тернистый и узкий путь обретения Истины. Автокефальная американская церковь не дала его душе успокоения. И его многочисленные поездки на Святую Землю, стали основой осмысления и поисков истинной Церкви. Он переходит в РПЦЗ. И его «последней» любовью стал храм в Валли Коттадж. Виктор жил далеко от храма. Но это не стало препятствием к посещению богослужений. Он привозил свою жену, других прихожан на св.Литургии и часто развозил священноначалие по местам.

В последний раз, он был в нашем храме на таинстве соборования. Активно участвовал в нем. А свой храм он посетил на крестопоклонной неделе, во время Преждеосвященной литургии причастился св.Христовых Таинств. Промыслом Божьим ему был уготовлен страдальческий путь болезни. И будем верить, что «умерев с Христом с Ним же и воскреснем». В пасхальный период не подобает печалиться чрезмерно. Милость Божия и заступничество Матери Божьей да будут для Виктора и его близких упованием и надеждой. Да и наши молитвы помогут упокоить его душу в селении праведных.

Прихожане храма св. Троицы

Рубрика: Приходская жизнь | Оставить комментарий

К вопросу о духовной и социальной дистанции в Великом Посту

Окончилась св. Четыредесятница и мы вступили во святую Страстную и Великую седмицу, приготавляясь к встрече Праздника праздников — Светлого Воскресения Христова. Страстная Седмица своими богослужениями и песнопениями тоже является праздником, когда Господом были совершены великие дела. Св. И.Златоуст отмечает: «в сию великую неделю разрушено царство дьявола, уничтожен грех, истреблена смерть, отвержеся рай, снято проклятие. Царь и Бог мира умирил небесное и земное.» В этот период св. Церковь призывает нас вспомнить последние дни земной жизни Спасителя пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями и мудрыми стихирами отмечает каждый шаг грядущего на вольную страсть Христа. Его крестный путь от Иерусалима до Голгофы. «Придите убо и мы, очищеными смыслы, сшествуем Ему и сраспнемся и умертвимся Его ради житейским сластем, да и оживем с Ним, и услышим вопиюща Его: не ктому в земный Иерусалим, за еже страдати, но восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему и Богу Моему и Богу вашему и совозвышу вас в Горний Иерусалим, в царство небесное.» /Утр.Влк.пнд.,стихир.,на стхвн./ Более короткого пути к богообщению и богопознанию вольного Страдальца, когда «на рыдание ныне приложим рыдание и излием слезы» св. церковь не знает. Нам необходимо в эти несколько дней «молчанием моляся» спутешествовать Господу на Его крестном пути, пребывая или в храме или прочитывая и сопереживая евангельские события дома.

В этом году Великий Пост каждый провел наедене со своею совестью. Подобно древним подвижникам, которые испросивши прощения уходили в пустыню и приносили плоды покаяния после 40 дней. Быть наедене с самим собой всегда считалось сильным испытанием личности. Промыслом Божьим и социальными требованиями нам был положен карантин из-за вирусной инфекции в стране. Внезапно изменились условия нашего существования, и духовные, и материальные, разрушались привычные связи. Непредвиденная трагедия затронула «всех и вся». В таком состоянии многие из нас бросились искать быстрых ответов из различных источников. В средствах массовой информациях раздавались советы и призывы к воспрещению или разрешению участия в богослужениях. Объяснения апокалиптического значения происходящих мировых событий. Даже оценки Божьих действий: что это гнев и наказание или искушения. Милостью Божьей не было запрета на богослужения, правда, что изменились — требования к количеству присутствующих на службе. Одним из социальных требований к присутствующим в храме стало необходимость соблюдать социальную дистанцию между молящимися. Люди как бы оказались в изоляции и в храме.

Но какой мудрый урок нам дал Господь! Пребывая в карантине дома, или присутствуя на богослужении, посещая необходимые места и конечно соблюдая социальную дистанцию, сразу на душу приходят слова св. апостола Павла: «…что нас может отлучить от любви Божьей…ни теснота, ни долгота, ни «вирусы». /современный вариант/…»Мы всегда будем Божии. Как отмечается на Великом Повечерии: «Страха же вашего не убоимся, ниже смутимся, яко с нами Бог.» На всяком месте владычества Его. Он будет с нами. Для тех, кто не смог посещать богослужения, Матерь Божия непременно преложит ваши печали в радость. Только нам нужно стремиться к сердечному богообщению. И тогда не будет проблем изоляции. В одном из акафистов Пресвятой Богородице сказано, что Она «уменьшает пространство скорбей».

В одном старинном молитвенике, есть такое прошение, которое подходит к данной ситуации. Господи, сократи время испытаний, Господи, сократи время искушений. Будем каяться глубоко, искореняя наши грехи, этим приближаясь к Господу. И тогда социальные дистанции станут не нужны. А если с нами Бог, то кто против нас?

Церковный совет

Рубрика: Приходская жизнь | Оставить комментарий

Пасхальное послание церковного совета

ДОРОГИЕ О ВОСКРЕСШЕМ ГОСПОДЕ, БРАТЬЯ И СЕСТРЫ.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Этим возгласом мы приветствуем друг друга и празднуем «умерщвление смерти», избавление скорби и победу нашей веры над грехом.
В этом Великом Посту, милостью Своею посетил нас Господь. Пандемия вируса приблизила нас ко вратам смерти. Внезапный уход из земной жизни вызвал у многих из нас страх, непонимание происходящего, депрессию. А перед другими встали вопросы как в такой ситуации преодалеть легкомысленость, дерзость , свое осмысление богообщения в этот период. «Во едином часе…» рушились планы, ожидания и основы материальной жизни. И только св.Церковь «утешала» нас, направляя по пути смирения и доверия к Господу, Пресвятой Богородице и всем святым.
Чудом Божьем следует считать, что наш храм не был закрыт и в нем продолжались богослужения. И именно этим была оказана молитвеная помощь всем скорбящим, нуждающимся, болящим. В это время вы не были забыты и мы просим у вас милости и заботы о нашем храме, приходе , клире и священоначалии. Да будет ваша «лепта» благодарность Воскресшему Господу, который «наказуя наказал ни, но смерти не предаде».

Отец настоятель и церковно-приходской совет.

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

Рубрика: Приходская жизнь | Оставить комментарий

Обращение церковного совета

Дорогие прихожане Свято-Троицкого храма.

В связи с решением губернатора Нью Йорка об ограничении собраний и невозможностью обеспечить необходимую дистанцию между прихожанами во время службы, доступ в храм будет ограничен. Чтобы присутствовать на службе, необходимо получить подтверждение от церковного совета по емэйлу. Вход в храм будет только строго по списку, составленному на основе ваших е-мэйлов. Е-мэйл надо послать минимум за два дня до службы на которой вы хотите присутствовать.

В храме необходимо соблюдать дистанцию примерно 6 фит, это около 2 метров. Приветствия, поздравления друг друга только «кивком головы», а не целованием, рукопожатием, обниманием. Не разрешается прикосновения руками к св. мощам. Поклонение или целование св. иконам каждый прихожанин решает сам. Все стеклянные поверхности икон и мощевиков протираются специальным раствором до богослужения и после. После принятия св.Причастия для запивки будут использовать одноразовые стаканчики.

Рубрика: Приходская жизнь | Оставить комментарий

Обращение Архиепископа Нью-Йоркского И Северо-Американского Андроника

Дорогие о Господе братья и сестры!

Наша Церковь переживает тяжелые времена – всемирную эпидемию новой коронавирусной инфекции. Государственные власти стараются остановить распространение этой инфекции и вводят невиданные до селе ограничения в передвижении, и запрещены любые массовые мероприятия, в том числе и церковные.

Обратимся к опыту Святой Христовой Церкви, чему Она учила и призывала людей в тяжелые времена: К молитве ко Господу нашему Иисусу Христу, Пресвятой Богородице и всем Святым! По силе возможности посещать богослужения и принимать Святых Христовых Таинств – дабы получить исцеление души и тела.

Несмотря на то, что верующие лишены участия в богослужениях, наши священники будут продолжать проводить службы и молиться за всех нас в это трудное время.

Я обращаюсь к Вам, дорогие мои, с просьбой и благословением усилить домашние молитвы, читать акафисты и выполнять молитвенное правило.

Помните – Господь с нами, и Он не оставит нас!

+ Андроник

Архиепископ Нью-Йоркский и Северо-Американский

Оригинал

Рубрика: Приходская жизнь | Оставить комментарий

Обращение к пастве Высокопреосвященнейшего Софрония, архиепископа Санкт-Петербургского и Северо-Русского

И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса

 

Всем верным чадам нашей епархии, пребывать в страхе Господнем и радостию о Нем!

В теперешнее время весь мiр окутан страхом смерти, страхом внезапной смерти от вируса который передается от человека к человеку. Как никогда христианская добродетель, непрестанное памятование о смерти, сейчас актуальна, но преподается и принимается совсем в другом контексте. Как некогда антихрист будет имитировать свои чудеса под действия Христа, так и сейчас память о смерти имитируется как нечто ужасное или новое явление. Но мы также должны помнить слова апостола: «Аще же и подвизается кто, не венчается, аще не законно будет подвизатися» (2 Тим. 2: 5).

Мы же да будем жить под властью Создавшего нас, по законам Бога, никоим образом не желая рабствовать законам греха. …Если же надо, то и приобщимся к бедствиям сей жизни, перенося должные страдания как искушения души. Естественно мы не должны пренебрегать теми мерам безопасности, которые должны приминять во всех житейских ситуациях. Мы нарочно не должны переходить дорогу на красный свет светофора, не искать «чуда» в общении с человеком у которого есть симптомы вируса, естественно должны применять все средства, что бы не подвергнуть других людей передачи болезни телесной. К сожалению, к таким «мерам» стали относить и не посещения Богослужений.

Недавно о. Никита Григорьев сказал чудную проповедь в своем храме:

«Человек был создан, чтобы жить в близком общении с Богом. Недоверие к Богу отделило и продолжает, отделяет человека от Бога. Разобщение с Богом совершенно пагубно для человека. Все беды человека в основном происходят от его отделения и разобщения с Богом. Бог пришел на землю для того чтобы восстановить общение человека с Богом. Это общение восстанавливается через таинство Приобщения человека к Богу, когда человек вкушает Пречистое Тело и Кровь самого Бога. В этом заключается весь смысл Божественной Литургии и в конечном итоге, смысл нашей земной жизни. Человек постоянно забывает про это и погружается полностью в житейские заботы и суеты. Но только едино есть на потребу. По своей милости Бог, время от времени, напоминает об этом человеку. По допущению Божьему находят на людей разные бедствия, включая различные заразы, дабы люди очнулись, отрезвились и прибегли к Богу с покаянием. Во время заразы надобно не избегать Церковь, а наоборот прибегать к Церкви за помощью Божьей. От прикосновения к живому Телу самого Бога или вкушением Его, невозможно ничем заразиться. Мы приступаем к святой Чаше со страхом Божиим и верою. «Верую яко сие есть самое Пречистое Тело и Самая Честная Кровь Господа нашего Иисуса Христа». Мы приобщаемся Пречистому Телу и Крови Господа и Бога ВО ИСЦЕЛЕНИЕ ДУШИ И ТЕЛА. Какой бы заразой мы не болели, приобщение Тела и Крови Иисуса Христа нас только может исцелить. Во время быстро-распространяющейся заразы необходимо соблюдать все обычные предостережения. Но это не включает избежание посещения Святых Служб в Церкви и особенно причащения Святых Таинств. Гражданские власти не воздвигают сейчас гонения на Церковь и не запрещают служить Богу. Вообще, запрещаются любые собрания большого количества людей в тесном общении, для удаления главной причины распространения заразы. Увы, у нас, как и повсюду, не бывает большого количества людей в тесном общении, кроме как на Пасху. Поэтому эти запрещения не должны нас сейчас сильно беспокоить. Но было бы с нашей стороны очень неосмотрительно к ним относиться халатно. Как часто нам напоминается в проповедях и в наставлениях насколько важны и бесценны эти службы Богу в нашей чистой Православной Церкви. Как нужно ими дорожить и не пропускать. И как часто эти наставления проходят мимо ушей наших и не применяются в жизни. Теперешнее искушение пройдёт, как и прежние проходили. Бог даст все-же останется сознание хоть у некоторых, что может быть и в самом деле стоило бы посерьезнее начать относиться к духовной жизни и не пренебрегать этими чудесными дарами Божьими в наших бесценных службах пока они ещё нам доступны».

К этим слова могу лишь добавить свое архипастырское благословение, по возможности совершать литургии в домах верных чад нашей Церкви, которые не смогут прийти на Богослужение. Литургия ап. Иакова, была литургией первых веков христианства, ее и сейчас уместно совершать в таких обстоятельствах теперешнего века.

Не поддавайтесь не уместной панике, со всех средств массовой информации можно только ее и почерпнуть, там не говорят как нам духовно себя подготовлять.

Призываю Божие благословение и Мир Его на Вас, с упованием на Воскресшего Христа Бога нашего.

+ Софроний, архиепископ Санкт-Петербургский и Северо – Русский.

Оригинал

Рубрика: Приходская жизнь | Оставить комментарий

К Великому Посту: из обращения Митрополита Виталия 1993 года

 
Поздравляю всех чад нашей Русской Православной Зарубежной Церкви с вступлением во святые дни Великаго поста, как с радостным праздником. Ведь мы ищем настоящей, глубокой, тихой радости во Христе. А такая радость преподается нам Богом после посильных трудов поста, молитвы и многих, многих поклонов, и от души исходящих воплей ко Господу: «Боже, милостив буди мне грешному, Боже прости, очисти и помилуй меня». Такова православная философия страдания и радости, всегда непонятная для всех неверующих и раздражающая безбожников. Мы же знаем, что нас омрачают, гнетут, печалят и порой оскорбляют наши же страсти больше, чем что-либо другое.

Перед нами стоит духвная задача из всех задач — переродиться, снова духовно родиться, как сказал наш Господь Своему ночному посетителю, праведному Никодиму. Несмотря на то, что мы крещеные, ходим в церковь, даже причащаемся, но внутренне ждем дня своего настоящего обращения, этого божественного Павлова обращения. Каждый из нас как-то по-своему чуть-чуть заблуждается, по-своему, но не совсем по-православному верует, а от этого и не совсем по-Божиему живет. Мы уже не говорим о печальном состоянии всей Московской Патриархии, твердо и комфортабельно засевшей в двух ересях: сергианстве и экуменизме, постепенно отлучающих ее от Церкви.

Святые дни Великого Поста да войдут в сердца ваши, помогут укрепить веру, научат нас быть верными Христовой церкви и твердо стоять на пути спасения. Коленопреклонно пред всеми чадами нашей гонимой Церкви прошу простить ея Первоиерарха, а Господь да простить всех нас. Аминь.

Великий пост, 1993г.

Митрополит Виталий

 

Рубрика: Приходская жизнь | Оставить комментарий

Праздник Торжества Православия

Праздник Торжества Православия в Великом Посту и каждый день!

 

«Пойте Господу, живущему на Сионе, возвещайте между народами дела Его»./ пс.9,12/

 

Святая Церковь созывает нас на праздник Торжества Православия, по окончании первой седмицы строго поста и молитвенного усердия. Прослушав Великий Покаянный канон св.Андрея Критского, исповедавшись и причастивших святых Христовых Тайн, мы сердцем, а не умом начали познавать нашу православную веру, без которой невозможно угодить Богу и спастися. Именно ту, о которой Господь сказал: «Иже веру иметь…, спасен будет, а иже не иметь веры, осужден будет.»/Марк,16,16/.

Стоим ли мы в вере, защищаем ли её, познаем ли церковные таинства, не грешим ли против св.Церкви — вот на эти вопросы отвечает сегодняшний праздник. Святая Церковь, победив язычество, встретила новых противников: различные ереси и расколы, которые многих увели со спасительного пути. Не только Великим Постом, но во всякое время этот праздник важен для нас. Он удостоверяет и проверяет нас и нашу веру, показывая своими догматами, канонами, иерархической структурой как следует богообщаться и обличать зло в церкви.

По наставлениям св. отцев , самый великий и пагубный грех, это впадение в веру еретическую. Сущность всякой ереси, это грех богохульства. Ересь есть грех, совершаемый преимущественно в уме. Страшно то, что этот грех малозаметен и малопонятен для незнающих православие и потому ему легко поддаются люди обрядово, поверхностно воспринимающие христианство. До конца своей земной жизни мы должны оставаться учениками, «испытывая писания», научая себя вере и других, предостерегая от пагубного пути. Св. апостол Павел предохраняет нас такой мыслью: «Аще мы или ангел с небес благовестит вам паче еже благовестихом вам, анафема да будет»/Гал.1,8/. Анафема или тоже самое «отлучение» от св.церкви — это и есть страдание и муки в вечности. Смертоносная, богохульная ересь часто прикрывается праведностью, миротворчеством, святостью. Некоторые угодники Божии попадались в еретические сети. Даже равноапостольный Константин, ревнитель благочестия, полагал, что для мира в церкви не следует бороться с арианством. Духовная свобода, данная человеку позволяет ему выбрать направление, которое может быть далеко от православного пути. Гордость ума трудно расстается с сочуствием к ереси. Только искренее сокрушение и раскаивание способно отречься от сатаны в уме и соединиться с Господом.

Страшная ересь иконоборчества сотрясала св. Церковь много времени. Образ человека и его назначение приблизиться к Первообразу, поклонение св.иконам и св.мощам, получение благодатной помощи от св.икон было не отвлеченным богословием, а породило страшные гонения и преследования и дало св. церкви много мучеников и исповедников. Победа веры над иконоборцами послужила основанием к Торжеству православия. Святое православие содержит правильное учение о Боге, почитании Его, общением с Ним. Святые отцы церкви подвигами своей жизни разработали и соборно утвердили догматы, каноны, правила. Их не просто нужно знать, а познать так, чтобы они стали частью нашей духовной жизни, руководством к нашим действиям. Если это не станет способом, навыком жизни, можно легко отпасть от истинной веры. Забота об этом лежит на всем церковном сообществе и на каждом её члене. Зная как легко отойти от богообщения и имея заботу, во исполнении обещания Господа» не хочу смерти грешника..» сегодня отслужим молебен о возвращении заблудших в лоно нашей церкви.

Иерей Дмитрий Добронравов.

Рубрика: Приходская жизнь, Фото 2020, Фотоальбом | Оставить комментарий

Новопреставленная раба Божия Мария Микулко

Мария Микулко. 13 Августа 1930 — 20 Февраля 2020

23 Февраля, по окончании Божественной Литургии была отслужена Панихида об упокоении души рабы Божьей Марии Микулко.

Мария родилась в Харькове в 1930 году. В трудное время войны семья была вынуждена покинуть Россию и эмигрировала сначала в Польшу, затем в Германию и наконец обосновалась в Сан-Пауло, Бразилия, где прожила 15 лет. Здесь у них сложились теплые отношения с Владыкой Виталием. Позже он также часто навещал семью Микулко в Квинс, Нью-Йорк.
Всю свою жизнь Мария работала бухгалтером. Тяжелые времена не позволили получить Марии полного образования, кроме нескольких классов начальной школы. Тем не менее, она знала пять языков: русский, польский, немецкий, португальский и английский.
Вскоре после переезда в Нью-Йорк в 1961 году, Мария встретила Яна Микулко, который вскоре принял Православную Веру и они поженились в 1966 году.
Мария навсегда останется в нашей памяти доброй, любящей и щедрой мамой, тетей, женой и другом и мы все будет очень по ней скучать.

Вечная Память!

Лидия Микулко

Рубрика: Приходская жизнь, Фото 2020, Фотоальбом | Оставить комментарий