Слово на церковный Новый Год

О. Ростислав служит на Пасху.

(14-го сентября по новому стилю)

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы празднуем церковный Новый Год. Этот праздник совершенно отличается от гражданского праздника. Встречая гражданский Новый Год, мы отмечаем прошествие какого-то периода времени. Там новый год за новым годом ведут нас все время вперед, как бы по горизонтальной линии.

На протяжение этой линии жизнь все время меняется, люди раждаются, стареют, умирают, то же самое происходит с целыми народами и даже цивилизациями. Все движется вперед – и время, и жизнь на земле; все идет к своему концу – как жизнь каждого отдельного человека, так и всего человечества вообще. По одному из основных законов природы, в жизни на земле идет постоянное и закономерное разрушение всех и всего, до тех пор, пока, по Божьему предсказанию, «земля и все дела на ней сгорят… и будет новое небо и новая земля».

Совсем иное мы отмечаем в церковном Новом Году. Там не горизонтальная линия, а круг. Этот круг постоянно возобновляется и никогда не меняется, и этим своим постоянством и неизменяемостью он дает нам – в нашей земной жизни, которая так жестко связана со временем, с движением вермени, — этот круг дает нам стабильность, дает нам немножко почувствовать вечность, где все постоянно и неизменяемо.

Давайте рассмотрим, в чем состоит этот круг, и почему Церковь отмечает его постоянное возобновление. Празднование церковного Нового Года было установлено святыми отцами на первом вселенском соборе в 325-ом году. В то время, при императоре Константине Великом, христианство стало господствующей религией в римской империи. Таким образом, праздником новолетия Церковь отмечала начало христиансткой свободы, а также начало новой благодати и наступления «приятного лета Господня».

Эти слова – «приятное лето Господне» — взяты из следующего события, описанного святым Евангелистом Лукой: однажды во время Своей земной жизни, Господь Иисус Христос вошел в синагогу и стал среди учителей. У иудеев был обычай, чтобы кто-нибудь из учителей читал определенную часть из книг Ветхого Завета, а затем объяснял прочитанное.

В тот день Христу подали книгу пророка Исаии, и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и слепым прозрение, давать отраду скорбящим и проповедывать благоприятное лето Господне». Закрыв книгу и отдав слуге, Господь Иисус начал говорить, что прочитанное пророчество исполнилось на Нем, что Он есть истинный Мессия, посланный от Бога Отца для спасения людей и обновления их жизни.

Вот сегодня, дорогие братья и сестры, мы празднуем, как и каждый год, наступление этого приятного Господня лета, т.е. года, в котором мы снова и снова вспоминаем все события земной жизни Спасителя и установления Его Церкви на земле, начиная хронологически от Рождества Пресвятой Богородицы и кончая Ее Успением, имеющие своей целью – как Он Сам сказал – спасение людей и обновление их жизни.

Этот новый церковный год заново начинает все тот же постоянный и неизменный круг, в котором мы духовно живем и спасаемся. Круг этот заключает в себе полное домостроительство Божие, т.е. всю как бы систему, посредством которой Господь Бог устроил спасение человека после его грехопадения, и не только возвратил человеку прежнее достоинство, но даже больше: через человечество Сына Божия, Бог сделал человека частью Себя.

Начиная сегодня новый церковный год, новый круг спасения, оглянемся, дорогие братья и сестры, на окружающую нас земную жизнь. Мы уже много раз упоминали о том, как силы зла стараются погубить земной шар и все человечество. Вот и тут мы видим их старания. Что представляет из себя наша сегодняшняя жизнь? Это сплошной водоворот, в котором мы и крутимся, и кружимся, в постоянной спешке, в постоянном напряжении, и все спешим, спешим…. куда? В вечную жизнь? Нет, о вечной жизни мы и не думаем. Мы крутимся, и вертимся, и спешим…. никуда. Мы замкнуты в заколдованном круге постоянной и совершенно бесплодной спешки. Дьявол крадет у нас время и замыкает нас в этот суетный круг, только чтобы у нас не было времени остановиться и подумать, подумать о Боге, подумать о будущей жизни, подумать о спасении нашей души.

Начиная новый церковный год, обновимся и мы, дорогие братья и сестры, постараемся отвергнуть дьявольские козни и выйти из заколдованного круга земной суеты, постараемся войти в тихий, надеждый и радостный круг церковной жизни, который приведет нас к жизни вечной.

Иерей Ростислав Женилов.

Православная Церковь вступила в новый церковный год. В храме Святой Троицы в Астории, поле Литургии, был отслужен молебен об учащихся и учащихся.
С Новолетием.

Рубрика: Приходская жизнь, Фото 2020, Фотоальбом | Оставить комментарий

А. А. Соллогуб. Исторический Очерк о Русской Православной Церкви Заграницей (часть X)

Русская Православная Церковь Заграницей

Русская Православная Церковь заграницей является частицей великой многострадальной Русской Церкви, имѣющей въ своемъ составѣ девять десятыхъ душъ всего христіанскаго православнаго міра. Русская Православная Церковь это душа великаго русскаго народа, вдохновившая его историческое существованіе и его культуру. Русская православная Церковь въ настоящее время плѣнена богоборческой антихристовой властью и сохраняется внутри Россіи въ катакомбахъ, а за предѣлами Россіи въ Русской Православной Церкви заграницей, на которую Божественнымъ Промысломъ возложенъ подвигъ храненія неповрежденной истины во исполненіе обѣтованія Христова: «Созижду Церковь Мою и врата ада не одолѣютъ Ей» (Мѳ. 16, 18).

Эта маленькая частица великой Русской Церкви — Русская Православная Церковь заграницей, возглавляется Первоіерархомъ Митрополито мъ Филаретомъ, имѣетъ въ своемъ составѣ 24 архіерея (вмѣстѣ съ Первоіерархомъ), изъ коихъ 21 — русскихъ и 3 иностранныхъ, — румынскій, болгарскій и православныхъ голландцевъ. Въ составѣ Русской Православной Церкви заграницей имѣется свыше 320 священниковъ, 350 приходовъ, 5 мужскихъ монастырей, 8 женскихъ и нѣкоторое число общинъ и молитвенныхъ пунктовъ.

Монастырь и типографія во Владиміровой на Пряшевской Руси, основ. Архіепископомъ Виталіемъ и существ. 1924-1944 г.г.

Основаніе Русской Православной Церкви заграницей было связано съ великимъ исходомъ русскихъ людей изъ своей родины, плѣненной богоборческой коммунистической властью, безчеловѣчно поработившей русскій народъ и поставившей своей задачей унячтоженіе религіи и совершенное искорененіе у людей вѣры въ Бога. Главнымъ каноническимъ основаніемъ учрежденія Русской Православной Церкви заграницей является указъ Патріарха Тихона за № 362-20 г., предусматривающій необходимость образованія самостоятельнаго церковнаго управленія для тѣхъ частей Русской Церкви, которыя, по обстоятельствамъ переживаемаго времени, будутъ оторваны отъ Патріаршаго управленія въ Моcквѣ.

Со времени коммунистической революціи въ 1917 году многіе русскіе люди покинули Россію, но самый великій исходъ русскихъ людей изъ своей родины произошелъ въ 1920 году изъ Крыма послѣ окончанія гражданской войны, закончившейся побѣдой коммунистовъ. Среди этихъ русскихъ людей было значительное число духовенства и въ томъ числѣ архипастырей во главѣ съ митрополитомъ старѣйшей русской каѳедры и первымъ избранникомъ на Московский Патріаршій престолъ — Митрополитомъ Антоніемъ Кіевскимъ и Галицкимъ. Онъ и счелъ своимъ долгомъ позаботиться объ устроеніи церковной жизни русской эмиграціи, перенеся заграницу образовавшееся на югѣ Россіи Высшее Церковное Управленіе. Заграницей, послѣ первоначальныхъ мѣръ, обезпечивающихъ устройство церковныхъ общинъ на мѣстахъ разселенія русской эмиграціи, прежде всего въ г. Константинополѣ и его районѣ, который явился первымъ этапомъ при исходѣ изъ Крыма и гдѣ тогда окормлялъ русскихъ людей Архіепископъ (впослѣдствіи Митрополитъ) Анастасій, въ 1921 году, въ цѣляхъ болѣе постоянной организаціи церковной жизни, въ Югославянскомъ городкѣ Сремскихъ Карловцахъ было созвано «Собраніе представителей Русской Православной Церкви для объединенія, урегулированія и оживленія церковной дѣятельности заграницей». Это собраніе въ концѣ своихъ занятій было, по предложенію Сербскаго Патріарха Димитрія, подъ покровительствомъ котораго оно было созвано, переименовано въ «Руссікій Заграничный Церковный Соборъ».

Церковный Соборъ въ Ср. Карловцахъ установилъ основныя положенія церковнаго устроенія русской эмиграціи и обратился съ призывами о возстановленіи Русскаго Царства съ предостереженіями свободнаго міра отъ сотрудничества съ коммунистическимъ правительствомъ. Соборъ обратился къ созванной тогда Міровой Конференціи въ Генуѣ, призывая міръ отвергнуть начавшееся тогда сотрудничество иностранныхъ правительствъ съ совѣтской властью и содѣйствовать возетановленію исторической Россіи. Призывъ Собора не былъ тогда услышанъ тѣми, къ кому онъ былъ обращенъ, но призывъ этотъ сохраняетъ свою силу и по сей день.

«…Пусть подумаютъ вершители судебъ человѣчества, — говорилъ Соборъ въ своемъ обращеніи, — какое гибельное оружіе они даютъ въ руки всѣхъ преступныхъ, безрелигіозныхъ и аморальныхъ элементовъ своего населенія, если Всемірная Конференція, замѣнившая теперь совѣтъ королей и папы, введетъ въ свою среду убійцъ и цареубійцъ, предателей своего отечества. Если теперь правительства откажутся отъ всякихъ своихъ нравственныхъ обязательствъ, то преступная часть населенія скоро возьметъ верхъ въ различныхъ государствахъ и тогда картины русскихъ поголовныхъ избіеній цѣлыхъ городовъ, жестокихъ пытокъ, грабежей и насилій будутъ находить себѣ мѣсто и въ прочихъ государствахъ Европы и другихъ частей свѣта…»

Русская эмиграція быстро разселилась во всѣхъ частяхъ свѣта и начала свою трудовую жизнь, и Русская Православная Церковь заграницей сразу же стала мощной церковной организаціей, распространяя свое вѣдѣніе и на всѣхъ православныхъ русскихъ людей, находившихся во всѣхъ странахъ міра. Въ Югославіи подъ покровительствомъ Сербской Православной Церкви и Короля Александра находился Архіерейскій Синодъ во главѣ съ Митрополитомъ Антоніемъ, первое время именовавшійся Русскимъ Высшимъ Церковнымъ Управленіемъ заграницей, и тамъ періодически созывались Архіерейскіе Соборы. Въ Парижѣ находился Митрополитъ Евлогій, который распространялъ свое вѣдѣніе на страны Западной Европы, въ Сѣверной Америкѣ Митрополитъ Платонъ и на Дальнемъ Востокѣ — Митрополитъ Иннокентій въ Китаѣ и Митрополитъ Меѳодій въ Харбинѣ.

Безбожная совѣтская власть сразу же поняла какую грозную для нея опасность представляетъ русская эмиграція, руководимая Православной Церковью и вдохновляемая Ею на борьбу съ коммунизмомъ, и приняла энергичный мѣры, чтобы разcтроить и обезсилить церковную организацію и внести затѣмъ смуту въ ряды русской эмиграціи.

22 апрѣля/5 мая 1922 года послѣдовалъ изъ Москвы отъ Патріаршаго Управленія указъ о закрытіи Высшаго Русскаго Церковнаго Управленія заграницей за политическія отъ имени Церкви выступленія. Указъ этотъ, за подписью Патріарха Тихона, былъ изданъ по требованію совѣтской власти подъ угрозой физическаго уничтоженія находившагося въ Россіи духовенства. Въ это же время Патріархъ Тихонъ былъ лишенъ свободы, а собранный противъ него живоцерковный лже-Соборъ, имѣвшій цѣлью подготовку суда надъ Патріархомъ Тихономъ и его казнь, по поводу Заграничной Церкви приняли слѣдующее рѣшеніе:

«Участники Карловацкаго Собора и другіе лица духовнаго званія, выступавшіе противъ совѣтской власти и благословившіе возстаніе бѣлогвардейщины, признаются не только политическими, но и церковными преступниками и за провокаціонную дѣятельность, и за непоправимый вредъ, нанесенный родинѣ, всероссійскимъ церковными соборомъ отлучаются отъ Церкви». Это постановленіе лже-Собора является свидѣтельствомъ того, какое большое вліяніе имѣла Русская Православная Церковь заграницей сразу же послѣ своей организаціи, что было такъ не на руку совѣтской власти.

Митрополитъ Антоній отъ имени Высшаго Церковнаго Управленія заграницей приняли энергичные шаги для того, чтобы поднять міровое общественное мнѣніе и иностранныя правительства въ защиту арестованнаго большевиками въ Москвѣ Патріарха Тихона, надъ которыми подготовлялись судъ и казнь, и, дѣйствительно, совѣтская власть вынуждена была освободить изъ-подъ ареста Патріарха. Но черезъ два года послѣ этого Патріархъ скончался на 61 -мъ году своей жизни при весьма загадочныхъ обстоятельствахъ, а вслѣдъ за симъ были устранены и старѣйшіе русскіе іерархи — такіе, какъ митрополиты. Петръ, Арсеній, Кириллъ и другіе.

Въ 1927 году Мѣстоблюститель Патріаршаго Престола въ Москвѣ Митрополитъ Сергій склонился къ соглашенію съ совѣтской властью, по которому Патріаршее церковное управленіе въ Москвѣ оказалось въ плѣну у совѣтской власти и въ полной отъ него зависимости. Въ такомъ плѣну Патріаршее Управленіе въ Москвѣ, возглавляемое въ данное время Патріархомъ Алексіемъ, пребываетъ и по настоящее время, являясь послушнымъ орудіемъ для пропагандныхъ цѣлей въ рукахъ безбожной совѣтской власти.

Русская Православная Церковь заграницей, сохраняя драгоцѣнное наслѣдіе вѣковъ, на которомъ выросла Россія и которое было заложено въ ея основаніе Св. Равноапостольнымъ Великимъ Княземъ Владиміромъ, должна была пережить многія испытанія, такъ какъ безбожная совѣтская власть не останавливалась ни передъ какими мѣрами для разрушенія и уничтоженія Заграничной Церкви.

Верховнымъ органомъ управленія, законодательства и контроля Русской Православной Церкви заграницей явились Архіерейскіе Соборы, состоявшіе изъ всѣхъ архіереевъ, находившихся заграницей и созывавшіеся періодически по мѣрѣ фактической для этого возможности. Всѣхъ соборовъ было созвано со времени основанія Русской Церкви заграницей 24, изъ коихъ два — въ 1921-мъ году и въ 1938-мъ году были съ участіемъ представителей клира и мірянъ. Архіерейскіе Соборы и являются тѣми главнѣйшими этапами, по которыми протекала жизнь Русской Православной Церкви заграницей.

Въ сентябрѣ мѣсяцѣ 1922 года Архіерейскій Соборъ, исполняя указъ Патріарха Тихона о закрытіи Высшаго Церковнаго Управленія заграницей, организовалъ вмѣсто него временную высшую церковную власть заграницей въ видѣ Архіерейскаго Синода Русской Православной Церкви заграницей.

Въ слѣдующемъ 1923 году Архіерейскій Соборъ учредили постоянное церковное управленіе заграницей въ лицѣ Архіерейскаго Синода и Архіерейскаго Собора, сохраняя духовную связь съ Святѣйшимъ Патріархомъ Тихономъ въ Москвѣ, но считая себя свободными отъ какой бы то ни было зависимости отъ безбожной совѣтской власти.

Въ 1924 году Архіерейскій Соборъ разоблачилъ созданную въ Москвѣ совѣтской властью «Живую Церковь», какъ преступную организацію, предостерегъ всѣ Помѣстныя Церкви отъ ея признанія и организовалъ общественное мнѣніе свободнаго міра въ защиту гонимаго въ Москвѣ Патріарха Тихона.

Въ 1926 году произошла печальная церковная смута заграницей, явившаяся слѣдствіемъ общаго хаоса въ церковныхъ дѣлахъ, созданнаго совѣтской властью. Отъ единой доселѣ Русской Православной Церкви заграницей откололись значительный части — Западно-Европейская Митрополія и Сѣверо-Американская Митрополія. Не взирая на это тяжелое потрясеніе, Заграничная Церковь (будемъ такъ ее называть въ дальнѣйшемъ изложеніи ради сокращенія), хотя и значительно ослабленная, но сохранила основы своей организаціи и своихъ цѣлей. Въ странахъ Западной Европы и Сѣверной и Южной Америки были образованы епархіи изъ приходовъ, сохранившихъ вѣрность Архіерейскому Синоду. Въ 1928 году Архіерейскій Соборъ рѣшительно отвергъ требованіе совѣтской власти, предъявленное ею черезъ Митрополита Сергія изъ Москвы, о дачѣ заграничнымъ духовенствомъ подписокъ о его лойяльности къ совѣтской власти. Заграничная Церковь въ отвѣтъ на это требованіе осудила Митрополита Сергія за его сотрудничество съ совѣтской властью и вновь призвала русскій народъ и русскую эмиграцію къ ея сверженію.

Въ 1931 году Архіерейокій Соборъ высказалъ свое отрицательное отношеніе «къ проэкту Константинопольскаго Патріарха о созывѣ 8-го Вселенскаго Собора, указывая на невозможность участія въ немъ плѣненной безбожной властью великой Русской Православной Церкви, осудилъ введеніе въ церковную жизнь новаго стиля и другихъ антиканоничеекихъ реформъ, предлагавшихся и отчасти принятыхъ нѣкоторыми Помѣстными Православными Церквами въ угоду господствовавшему тогда модернизму.

Въ 1932 году Архіерейскій Соборъ издалъ обширное посланіе, въ которомъ изложилъ исторію возникновенія и жизни Зарубежной Церкви, обосновалъ отрицательное отношеніе къ коммунистической власти и осудилъ какое бы то ни было съ нею сотрудничество.

Въ 1934 году Архіерейскій Соборъ послѣ принесенія Митрополитомъ Евлогіемъ и другими запрещенными іерархами покаянія, для изжитія церковной смуты и возстановленія церковнаго единства, снялъ наложенное на «ихъ запрещеніе, но, какъ показали дальнѣйшія событія, это мѣропріятіе не достигло своей цѣли. Церковное единство оказалось невозстановленнымъ.

Въ 1935 году Архіерейскій Соборъ, продолжая свои усилія для возстановленія церковнаго единства, принялъ посредничество Сербскаго Патріарха Варнавы, подъ предсѣдательствомъ котораго въ Ср. Карловцахъ было созвано совѣщаніе при участіи представителей всѣхъ разъединенныхъ частей Зарубежной Церкви; на совѣщаніи было выработано Положеніе о Русской Православной Церкви заграницей. Несмотря на это, единство съ Западно-Европейской Митрополіей, возглавляемой Митрополитомъ Евлогіемъ, достигнуто не было, но было достигнуто возсоединеніе Сѣверо-Американскаго Митрополичьяго Округа, которое и просуществовало 11 лѣтъ, но вновь было нарушено въ 1946 году на Кливландскомъ соборѣ, признавшимъ духовную власть Московскаго Патріарха и отдѣлившимся отъ Заграничной Церкви.

28 августа/10 сентября 1936 г. на 74-мъ году жизни скончался основатель и глава Заграничной Церкви Блаженнѣйшій Антоній, Митрополитъ Кіевскій и Галицкій, и на его мѣсто Архіерейскимъ Соборомъ единогласно былъ избранъ указанный имъ своимъ преемникомъ Митрополитъ Анастасій.

(На фото справа: Синодальная церковь Знаменія Божіей Матери въ Нью-Іоркѣ (Митрополичій храмъ) въ 1951-1957 гг.)

Архіерейскіе Соборы 1936, 1937 и 1938 годовъ происходили подъ знакомъ непрерывныхъ усилій для возстановленія церковнаго единства, но Западно-Европейскій Округъ не пожелалъ возсоединиться съ Зарубежной Церковью и предпочелъ остаться въ вѣдѣніи Константинопольскаго Патріарха на положеніи экзархата.

Въ 1938 году былъ созванъ 2-ой Церковный Соборъ съ участіемъ представителей клира и мірянъ, труды котораго были изданы въ видѣ обширнаго тома и который явился послѣднимъ соборомъ передъ новыми испытаніями для Зарубежной Церкви съ наступившей 2-ой Міровой войной.

Въ годы Міровой войны Архіерейскіе Соборы не могли быть созываемы, но Первоіерархъ Митрополитъ Анастасій, благополучно избѣжавъ всѣ тѣ опасности, которыя угрожали его жизни при бомбардировкахъ Бѣлграда, когда бомбы падали вокругъ убогой русской церкви въ Бѣлградѣ въ часы совершенія въ ней богослуженій, при переѣздѣ изъ Югославіи въ Австрію, а затѣмъ въ Германіи, сохранялъ церковное управленіе, хотя связь и съ Сѣверной и Южной Америкой, и съ Дальнимъ Востокомъ, и съ странами Европы, находившимися по другую сторону военнаго фронта, была утрачена, а на Дальнемъ Востокѣ былъ распространенъ слухъ о смерти Первоіерарха и объ упраздненіи Архіерейскаго Синода.

Въ октябрѣ 1943 г. Владыка Митрополитъ прибылъ въ Вѣну, гдѣ подъ его предсѣдательствомъ состоялось совѣщаніе 2 заграничныхъ apхіереевъ, признавшее незаконнымъ избраніе митрополита Сергія патріархомъ (избраннаго въ Москвѣ, въ сентябрѣ 1943 г.), происшедшее подъ непосредственнымъ руководствомъ совѣтской власти и безъ свободнаго волеизъявленія большинства русскихъ архіереевъ. Этимъ актомъ была сохранена независимость Зарубежной Церкви отъ контроля совѣтской власти, осуществляющагося черезъ Московскую Патріархію.

Синодальный Домъ в Нью-Іоркѣ, въ которомъ помѣщаются Митрополичій Синодальный Соборъ Знаменія Божіей Матери, Св.-Сергіевская домовая церковь, резиденція Митрополита и Канцелярія Архіерейскаго Синода.

Въ 1946 году, впервые послѣ второй Міровой войны, былъ созванъ Архіерейскій Соборъ въ г. Мюнхенѣ, который подтвердилъ незаконность избранія Патріарха Алексія въ Москвѣ, не взирая на то, что всѣ Помѣстныя Православныя Церкви, по рекомендаціи совѣтской власти, вышедшей побѣдительницей изъ войны, признали законность такого избранія. Зарубежная же Церковь, въ посланіи своего Первоіерарха заявила, что она остается непоколебимо вѣрной своей Матери Русской Православной Церкви и немедленно возсоединится съ нею, какъ только русскій народъ освободится отъ безбожной власти и Московская Патріархія будетъ свободной отъ порабощенія коммунистической властью.

Въ 1950-мъ году, съ переѣздомъ на жительство Митрополита Анастасія изъ Германіи въ г. Нью-Іоркъ, высшее управленіе Зарубежной Церковью было перенесено въ Соединенные Штаты Сѣверной Америки. Въ 1950-мъ году Архіерейскій Соборъ, открывшійся въ Св. Троицкомъ монастырѣ и происходившій въ «Новой Коренной Пустыни» въ Махопакѣ, былъ занятъ вопросами устройства церковной жизни русской эмиграціи, значительно увеличившейся въ своемъ численномъ составѣ съ присоединеніемъ къ ней бѣженцевъ второй Міровой войны (Дипи) и съ присоединеніемъ къ Архіерейскому Собору іерарховъ Украинской и Бѣлорусской автономныхъ церквей.

Неустанные попечители о нуждахъ Русской Православной Зарубежной Церкви.

Князь С. С. и кн. С. Р. Бѣлосельскіе-Бѣлозерскіе.

Борись Васильевичъ Сергіевскій.

Сергѣй Яковлевичъ Семененко.

Въ 1953 году Архіерейскій Соборъ былъ также занятъ вопросами церковнаго управленія и на этомъ Соборѣ былъ поставленъ для обсужденія вопросъ о прославленіи въ ликѣ святыхъ угодниковъ Божіихъ Протоіерея отца Іоанна Кронштадтскаго.

Въ 1956 году Архіерейскій Соборъ пересмотрѣлъ всѣ законоположенія, которыми руководствовалась Зарубежная Церковь, и утвердилъ «Положеніе о Русской Православной Церкви Заграницей».

Въ 1959 году Архіерейскій Соборъ собрался въ новой резиденціи въ Нью-Іоркѣ на улицѣ Паркъ Авеню, въ домѣ подаренномъ, съ устроеніемъ въ немъ собора, Зарубежной Церкви С. Я. Семененко, въ силу своего почитанія и добрыхъ чувствъ къ Митрополиту Анастасію.

Въ 1962 и въ 1963 годахъ Архіерейскіе Соборы были заняты разсмотрѣніемъ церковныхъ дѣлъ въ Калифорніи, осложнившихся тамъ въ связи съ нестроеніями, возникшими съ постройкой новаго каѳедральнаго собора въ г. Санъ-Франциско.

Въ 1964-мъ году, по желанію Митрополита Анастасія, былъ собранъ Архіерейскій Соборъ для избранія новаго Первоіерарха согласно желанія Митрополита Анастасія, ввиду своего преклоннаго возраста (91 годъ) и болѣзненнаго состоянія своего здоровья, уйти на покой. Первоіерархомъ былъ единогласно избранъ Митрополитъ Филаретъ. На этомъ же Соборѣ было рѣшено прославить Приснопамятнаго Протоіерея отца Іоанна Кронштадтскаго, какъ святаго угодника Божія, что и было исполнено всей Русской Православной Церковью заграницей въ день его рожденія и тезоименитства 19 октября/1 ноября 1964 года. Митрополитъ Анастасій былъ избранъ Почетнымъ Предсѣдателемъ Архіерейскаго Собора съ предоставленіемъ ему титула Блаженнѣйшаго и ношенія двухъ панагій.

9/22 мая 1965 года послѣдовала кончина Блаженнѣйшаго Митрополита Анастасія на 93 году его жизни. Отпѣваніе было весьма умилительно и торжественно совершено 11 архіереями и множествомъ духовенства въ Синодальномъ соборѣ и погребеніе, согласно завѣщанія почившаго, въ Св. Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ.

Внутренній видь Синодальнаго Собора

Сѣнь для Чудотворной Иконы Божіей Матери Курской-Коренной въ Митр. Синодальномъ Соборѣ, гдѣ Икона пребываетъ въ воскресные и праздничные дни.

Сѣнь для Иконы Св. Николая Мирликійскаго, сооруженная въ память мученически убіеннаго Императора Николая II и Его Августѣйшей Семьи.

Въ Синодальномъ домѣ также помѣщаются Св. Сергіевская Гимназія съ правами средняго учебнаго заведенія, съ небольшимъ составомъ учащихся, и субботняя школа со 120 учащимися.

(На фото слева: Чудотворная Икона Божіей Матери «Всѣхъ Скорбящихъ Радости», вывезенная изъ Харбина, гдѣ пребывала послѣ чудеснаго обновленія въ церкви Дома Милосердія.)

Въ непосредственномъ вѣдѣніи Архіерейскаго Синода и его Предсѣдателя находится рядъ церковныхъ учрежденій — подворій, миссій и приходовъ. Подворьемъ Архіерейскаго Синода является «Новая Коренная Пустынь» въ Махопакѣ въ 60 миляхъ отъ г. Нью Іорка, въ прекрасномъ курортномъ мѣстѣ. Это имѣніе было подарено Зарубежной Церкви княземъ и княгиней Бѣлосельокими въ 1948 году, въ то время, когда Зарубежная Церковь особенно нуждалась въ помѣщеніяхъ для своихъ учрежденій. Въ имѣніи была основана «Новая Коренная Пустынь», и самое имѣніе благоустроено и приспособлено для церковныхъ цѣлей трудами Архіепископа Серафима, который въ теченіе нѣсколькихъ лѣтъ былъ настоятелемъ этого подворья и сохраняетъ попеченіе о немъ до настоящаго времени. Трудами Архіепископа Серафима въ «Новой Коренной Пустыни» устроена благолѣпная церковь, въ которой совершаются ежедневно богослуженія. Въ настоящее время настоятелемъ «Новой Коренной Пустыни» состоитъ архимандритъ Иннокентій, имѣется небольшое монашеское братство. Въ лѣтніе мѣсяцы на отдыхъ пріѣзжаютъ богомольцы.

Освященіе Синодальнаго Собора въ 1959 году.

Слово Блаж. Митрополита Анастасія на Свѣтлой Заутренѣ (1960 г.).

Свѣтлая Заутреня въ Митрополичьемъ Синодальномъ Соборѣ въ Нью-Іоркѣ (1960 г.).

Второе Синодальное Подворье находится въ Калифорніи, въ г. Бурлингеймѣ, вблизи г. Санъ Франциско, съ церковью въ честь Всѣхъ Святыхъ въ землѣ Россійской проcіявшихъ. Подворье было создано усердіемъ русокихъ православныхъ людей для пребыванія въ немъ Владыки Митрополита Анастасія во время его посѣщеній Калифорніи. При Подворьи имѣется Братство, которое имѣетъ попеченіе о Подворьи. Настоятелемъ церкви состоитъ протоіерей Николай Масичъ.

Митрополитъ Филаретъ, Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей, Настоятель Синодальнаго Собора.

Въ непосредственномъ вѣдѣніи Архіерейcкаго Синода находятся — Русская Духовная Миссія въ Іерусалимѣ съ ея монастырями и учрежденіями и Русская Православная Малабарская Духовная Миссія въ Индіи во главѣ съ архимандритомъ Лазаремъ. Кромѣ того въ каноническомъ вѣдѣніи Предсѣдателя Архіерейскаго Синода, какъ Епархіальнаго Архіерея, состоятъ приходы: въ Римѣ, въ Турціи, въ Иранѣ, въ Бейрутѣ, въ Тунисѣ, въ Бизертѣ, въ Алжирѣ, въ Марокко, въ Каирѣ, въ Іоганнесбургѣ (Южная Африка), въ Дербанѣ на Индійскомъ океанѣ, въ Капштадтѣ, въ Лоренцо Марко (Португальская колонія), въ Сантъ-Яго (Чили), и въ Соединенныхъ Штатахъ въ вѣдѣніи Предсѣдателя Архіерейскаго Синода находятся приходы Покровскій въ Лосъ Анжелосѣ и Николаевскій въ Флинтѣ.

Протопресвитеръ Георгій Граббе, б. Правитель дѣлъ Канцеляріи Арх. Синода (1931-1967 г.г.), нынѣ Консультантъ и Завѣд. Отд. Внѣшнихъ Сношеній.

Епископъ Лавръ Манхэттенскій, викарій Восточно-Американской епархіи.

Въ составѣ Русской Православной Церкви заграницей имѣется 14 епархій, возглавляемыхъ епархіальными архіереями, изъ коихъ; 5 въ Сѣ-верной Америкѣ — Восточно-Американская и Нью Іоркская, Западно-Американская, Лосъ Анжелосская и Тексасокая, Чикагско-Детройтская, и Монреальская и Канадская. 4 въ Западной Европѣ — Германская, Австрійская, Западно-Европейская и Британская, 4 — въ Южной Америкѣ — Аргентинская, Бразильская, Чилійско-Перуанская и Венеcуэльская и 1 въ Австраліи — Австралійско-Новозеландокая.

Архіепископъ Никонъ

Рубрика: 100-летие Русской Зарубежной Церкви | Оставить комментарий